Защитники без защиты

10 июня 2013 - Андрей

 В Гильдии российских адвокатов разработано и введено в действие Положение о бесплатной юридической помощи, устанавливающее порядок предоставления услуг адвокатов на безвозмездной основе. В то же время российским законодательством такая помощь провозглашена, но не регламентирована

Как обеспечить россиянам бесплатную адвокатскую помощь

 В Гильдии российских адвокатов разработано и введено в действие Положение о бесплатной юридической помощи, устанавливающее порядок предоставления услуг адвокатов на безвозмездной основе. В то же время российским законодательством такая помощь провозглашена, но не регламентирована.

Конституция Российской Федерации в статье 48 гарантирует каждому гражданину бесплатную юридическую помощь. Это право конкретизировано еще в целом ряде законодательных п нормативных актов. Однако та же Конституция гласит, что любой труд не может быть принудительным и, естественно, должен соответствующим образом оплачиваться. Сочетать обе нормы в нашей работе весьма сложно.

Проект нового закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", находящийся на рассмотрении в Государственной Думе РФ, не устраняет, а усугубляет названную проблему. Например, он указывает. что любой пенсионер имеет право на бесплатную юридическую помощь, и адвокат обязан ему при необходимости такую помощь оказывать. Однако надо понимать. что адвокат - такой же гражданин, как и все прочие, имеющий право зарабатывать на жизнь, обязанный содержать семью, помогать родственникам, в том числе родителям-пенсионерам. Очевидно, что заставить работать даром не удастся никого - ни адвоката, ни токаря, ни учителя. Бесплатные работы могут осуществляться, но исключительно по собственному желанию работника и, конечно, не становясь правилом.

Эта проблема имеет другой существенный аспект. Дело в том, что государством до сих нор никак и нигде не оговорен механизм оплаты с его стороны юридических услуг, оказываемых гражданам бесплатно. Подразумевается, что в бюджете не хватает средств. При этом выделяются немалые деньги на увеличение штатной численности органов юстиции, которые призваны контролировать адвокатуру. Можно привести множество примеров, когда бюджетные средства тратятся несбалансированно, нецелесообразно.

Граждане не могут ждать, пока государство проникнется важностью проблемы, с решением которой напрямую связана защита их интересов. Юристы, адвокаты, как уже было сказано, тоже нормальные люди и понимают ситуацию. Так что бесплатная помощь сегодня оказывается, причем, по статистике, она занимает 50-54% от общего объема предоставленной юридической помощи. Прежде всего это консультации, а также ведение дел по назначению органов следствия или судов но уголовным и в меньшей степени - по гражданским делам.

Сейчас бесплатную помощь адвокатов получают участники Великой Отечественной войны, инвалиды и другие категории граждан, то есть социально незащищенные. По это, необходимо подчеркнуть, добрая воля адвокатов. Если они откажутся, то принудить их нельзя.

Правда, у нас в коллегии адвокатов утверждены правила юридической помощи, можно назвать их своего рода "ведомственным" актом, которыми установлено, в частности, что участники Великой Отечественной войны и липа, к ним приравненные, имеют право получать бесплатную юридическую помощь по делам, не связанным с предпринимательской деятельностью. Гильдией российских адвокатов, как уже говорилось, принято соответствующее Положение. Но сделано это не в соответствии, а вопреки нормам закона. В законодательстве же все обстоит но известной схеме: право есть, а возможности его осуществить нет.

Нужно иметь в виду и психологию наших сограждан. Многие из них до сих нор убеждены, что если у них нет денег и они оказались в трудном положении, то адвокат обязан оказывать им услуги бесплатно. Как он сам при этом должен существовать и на что жить, мало кого интересует. При этом почему-то никто не обращается в магазин за бесплатными продуктами или в железнодорожную кассу за бесплатным билетом. Как председателю президиума коллегии мне довольно часто приходится сталкиваться с категорическими требованиями бесплатной помощи. Приходится разъяснять "поборникам гражданских прав". что в существующий круг наших полномочий, прав п обязанностей требуемое не входит. Да, консультационную помощь мы на самом деле оказываем всем бесплатно, по делать то же самое, участвуя в гражданском или уголовном деле. мы не всегда в состоянии.

Следующий момент. В соответствии с Конституцией РФ гражданин имеет право на получение не просто юридической, а квалифицированной помощи. Формально можно к каждому страждущему и жаждущему приставить адвоката по названию, который что-либо скажет или что-либо сделает. Но потом мы получим жалобу на этого адвоката, который сделают все не так и неправильно. Естественно, определяя, кто из коллег будет работать по тому или иному делу, мы в коллегии учитываем квалификацию, опыт, специализацию наших адвокатов и несем ответственность за качество их услуг. Есть вопросы, которые кто-то знает лучше прочих, а кто-то недостаточно, будучи специалистом в иной отрасли права.

Таким образом, можно выделить три блока вопросов, влияющих на реализацию статьи 48 Конституции Российской Федерации об оказании бесплатной и любой другой юридической помощи гражданам. Прежде всего это отсутствие продуманной н четкой государственной политики но реализации данной конституционной нормы. Затем это менталитет наших сограждан, во-первых, не привыкших общаться с адвокатом, а во-вторых, полагающих, что если им надо, то кто-то сделать это обязательно должен, причем бесплатно.И, наконец, это непосредственная организация деятельности адвокатуры, которая способствует оказанию бесплатной юридической помощи определенному кругу граждан.

Последний вопрос возвращает нас обратно к первому, то есть к мерам, предпринятым государством, чтобы граждане могли воспользоваться правами, гарантированными им Конституцией. К сожалению, упоминавшийся уже проект закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" заставляет говорить скорее об отсутствии таких мер. Если он будет принят в нынешнем виде, то возможность получить юридическую помощь п ее уровень будут серьезно снижены. Проект но сути ломает установившуюся и неплохо зарекомендовавшую себя систему адвокатуры и предлагает иную систему, абсолютно непонятную с точки зрения реализации юридических услуг и контроля за их качеством.

Намечено ликвидировать нынешние профессиональные объединения - коллегии адвокатов, заменив их адвокатскими кабинетами, предназначенными для индивидуальной деятельности, и адвокатскими бюро, работающими на некоммерческой основе. Контролировать качество услуг, как предполагает законопроект, должна адвокатская палата. Представьте: в Москве 7 тысяч адвокатов, а в столичной палате адвокатов - 15 человек, которые меняются через два года.

Любой специалист по управлению подтвердит, что ни о каком более или менее эффективном контроле в таких обстоятельствах не может быть н речи. Даже элементарно найти адвоката для бесплатной помощи будет затруднительно. поскольку никаких корпоративных обязательств у нас не останется. Государство же брать на себя ответственность за оплату бесплатной помощи не торопится.

Сейчас оно выделяет на финансирование одного дня работы адвоката несколько десятков рублей. Как правило, никто из членов нашей коллегии ими не пользуется. Не только из-за мизерного размера суммы, но и потому, что известны случаи, когда адвокатов чуть ли не привлекали к уголовной ответственности за неправильное оформление документов о предназначенных им деньгах. Но, повторю, государство при этом не скупится на расходы по увеличению числа работников органов юстиции, получающих нищенские оклады, а значит, не слишком опытных н знающих. Не лучше ли направить эти деньги на финансирование бесплатной квалифицированной юридической помощи гражданам?

Думаю, вопросы финансирования, контроля за адвокатской деятельностью, независимости адвокатуры от государства и механизм определения действительно нуждающихся граждан - все это должно быть отражено в законодательстве, а не только во внутриведомственных документах. Тогда можно будет уверенно говорить о том, что конституционное право граждан на юридическую помощь реально обеспечено.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий