Сто метров тряпок

4 июня 2013 - Андрей

 Еще одна больная проблема в жилищной сфере - коммунальная реформа. Суть ее знают все: государство планирует переложить непосильные для него расходы по субсидированию ЖКХ на плечи граждан путем введения стопроцентной оплаты за жилье и коммунальные услуги. В принципе это справедливо, если иметь в виду, что сегодня дотациями государства пользуются вполне обеспеченные люди. 

 Сто метров тряпок

Еще одна больная проблема в жилищной сфере - коммунальная реформа. Суть ее знают все: государство планирует переложить непосильные для него расходы по субсидированию ЖКХ на плечи граждан путем введения стопроцентной оплаты за жилье и коммунальные услуги. В принципе это справедливо, если иметь в виду, что сегодня дотациями государства пользуются вполне обеспеченные люди. Для бедных слоев вводится механизм социальной защиты через предоставление адресных жилищных субсидий. Здесь схема понятная, хотя в жизни все, конечно, намного сложнее.

Однако ключевой вопрос жилищно-коммунальной реформы, на мой взгляд, заключается совсем в другом - в демонополизации коммунального хозяйства. Почему мы, жильцы, не имеем права выбирать, кто нас должен обслуживать и по каким ценам? Почему от моего имени договор на уборку территории, вывоз мусора заключает городская власть? Даже ЖСК сегодня не имеют реального права выбора обслуживающей организации, потому что нет предложения. Нет конкуренции, нет фирм по обслуживанию домов, сетей, коммуникаций. Почему нет? Да потому, что государственные дотации идут не в руки граждан, которые сами бы могли решать, с кем они хотят иметь дело, а в черную дыру жилищно-коммунальных организаций. Это значит, что в принципе у нас нет почвы для формирования конкурентной среды.

Конечно, это не касается локальных монополистов. Создать конкуренцию Водоканалу или теплоцентрали невозможно. Не будешь же строить второй водопровод. Здесь главная проблема - прозрачность тарифов и доступность их для критики. Сегодня никто из жителей не знает, как формируются тарифы, за что мы платим на самом деле. Несколько лет назад, опираясь на заключение Контрольно-ревизионного управления Минфина, мы провели в Петербурге анализ тарифов на услуги локальных монополистов. Так вот, как минимум четверть издержек, включаемых в себестоимость, оказались излишними, необоснованными! Примерно такое же завышение, до 30 процентов, выявляет любой аудит в ЖКХ.

Конечно, аудит - дорогое мероприятие. Но "вычислить" структуру тарифа можно по справкам КРУ Минфина, по нормативным документам Госстроя, муниципальных органов. Я не без труда добыл одну любопытную книжечку - нормы и расценки на обслуживание придомовой и внутридомовой территории, лестничных клеток и так далее в г. Санкт-Петербурге. Надо заметить, что подобные материалы печатаются мизерным тиражом, они недоступны широкой публике. И, наверное, не случайно.

Стал я смотреть нормы и расценки, и сразу же наткнулся на интересный факт. Есть норма - ежедневная влажная уборка двух первых этажей многоэтажного здания. Уборка 100 кв. м стоит 100 руб. 80 коп. в месяц. Из этой суммы 22 рубля идет на зарплату уборщицы, 3 рубля на порошок и 72 рубля ... на мешковину. Расходные материалы составляют более 80 процентов стоимости уборки! Выходит, чтобы убрать 100 кв. м площади, уборщице нужно на месяц примерно 100 метров тряпок. Абсурд. Естественно, столько материалов не расходуется, эти средства - 80 процентов от стоимости уборки - прокручиваются многократно, из месяца в месяц. И где оседают, неизвестно. А мы, жильцы, за все это платим.

Вот с чего надо было начинать реформу ЖКХ - с обеспечения прозрачности тарифов. Причем эта информация должна быть доступна каждому рядовому гражданину. Думаю, у многих тогда возникнут закономерные вопросы к коммунальным службам. Может быть, даже выяснится, что население давно платит за жилье 100 процентов.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий