Потребитель всегда прав!

29 мая 2013 - Андрей

 Для того чтобы уметь защитить свои права, достаточно вооружиться знаниями и не бояться злого продавца или поставщика услуг. Помните золотое правило - клиент всегда прав (следует понимать: в случаях, предусмотренных законом). Вы платите деньги - и имеете право на соответствующее отношение. Поговорим немного о видах нарушения прав потребителей и о том, как с ними бороться:

потребитель всегда прав

 Дорогие потребители! Эта колонка для вас. Покупка любого товара, получение различных услуг - все это связано с риском получить за потраченные деньги некачественную отдачу. Чтобы уменьшить риск этой отдачи и защитить потребителя был принят ФЗ "О защите прав потребителей" от 7.02.1992 г. N 2300-1. Данный нормативно-правовой акт является основополагающим в регулировании отношений покупателя и продавца. Также правоотношения в сфере купли-продажи товаров и услуг регулируются Гражданским кодексом РФ (нормы части первой и второй), Правилами продажи отдельных видов товаров и Правилами оказания отдельных видов услуг, утвержденных Правительством РФ.

 

Для того чтобы уметь защитить свои права, достаточно вооружиться знаниями и не бояться злого продавца или поставщика услуг. Помните золотое правило - клиент всегда прав (следует понимать: в случаях, предусмотренных законом). Вы платите деньги - и имеете право на соответствующее отношение. Поговорим немного о видах нарушения прав потребителей и о том, как с ними бороться:

 

1. Оказание некачественных услуг.

 

2. Мошенничество.

 

С первым видом нарушений бороться легче. Чаще всего достаточно написать претензию в вышестоящую организацию. Любая серьезная фирма не хочет скандала и попытается замять дело, связанное с некорректным обращением с вами ее сотрудников или некачественным товаром, вам попавшимся. Поэтому совет N 1: имейте дело с фирмами, которые дорожат своей репутацией, ведь мы, граждане РФ, не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи.

 

Второй вид рассмотрим подробнее. Здесь вас могут ввести в заблуждение красочная упаковка, красивая картинка, грамотно сделанный рекламный буклет. И в результате вы не получите ни товара (даже некачественного), ни денег обратно. Мошенники действуют самыми различными способами и - самое интересное - люди клюют на самые простые уловки, забывая, что бесплатный сыр только в мышеловке. Отсюда совет N 2: деньги вы должны платить только после получения заказа (исполнения услуги) и проверки комплектации. С автором был такой случай. Заказала у дилера фабрики мебели, находящейся в г. Владимир, книжный шкаф. Шкаф привезли, все как договаривались. А когда заплатила, оказалось, шкаф не книжный, а обычный, стенной. И ищи теперь этих дилеров. С тех пор прошло пять лет, но случай этот в памяти остался, и теперь на первом месте проверка вещи собственными силами. Итак, совет N 3: не стесняйтесь и не бойтесь проверять товар, убеждайтесь в его качестве всеми доступными способами.

 

Самые известные случаи мошенничества

 

Первое место по шкале "возмущения" граждан представляют кредитные карты банка "Русский стандарт". Схема, использованная банком, опять же предельно проста. Вы получаете потребительский кредит с фиксированными взносами, через некоторое время получаете в красивом конверте с красочным буклетом письмо, где рассказывается об исполнении "всех желаний", а также лежит кредитная карта, ждущая активации. Кто-то письмо и карточку выбрасывает, а кто-то активирует. Вот после активации и начинаются проблемы. Ежемесячные взносы, которые указаны в упомянутом буклете, - это только процентные выплаты по кредиту, а основная сумма - раза в три-четыре больше. Для большинства граждан "потянуть" такую сумму нереально, и они отдают последнее: и нет конца и края платежам и походам в суд за отстаиванием потерянных прав.

 

Следом за кредитной картой идут хитрости интернет-магазинов, которые предлагают товары по ценам производителей, но деньги просят вперед. Естественно, после оплаты телефон в интернет-магазине перестает работать, а к ответственности мошенников привлечь достаточно сложно.

 

Следующий пункт: купля-продажа ценного имущества, прежде всего квартир. Мошенники действуют обычно по стандартным схемам: продают квартиру с обременением, с участием несовершеннолетнего лица, права которого нарушаются и пр. Любой суд вернет квартиру обратно и расторгнет сделку, а деньги, которые вы уже заплатили, будут вам возвращены, но... Вот тут и начинается самое интересное: оказывается, продавец уже потратил деньги на что-то важное и нужное, но он согласен возвращать по частям. Такое "возвращение" будет длиться от 20 до 50 лет!

 

Следовательно, записываем совет N 4: при совершении крупной сделки (например купле-продаже жилья), проверяйте "чистоту" сделки.

 

Поговорим о конкретных действиях в случае оказания некачественных услуг на примере часто задаваемых вопросов автору в юридическую консультацию на сайте www.help.allpravo.ru:

 

Вопрос: Приобрел билет на проезд в городском общественном транспорте, а он не действует. Куда мне обратиться?

 

Ответ: Обратитесь в любую специализированную кассу по продаже билетов. При себе необходимо иметь паспорт. Ваш билет будет находиться десять дней на экспертизе, затем вам его заменят. Не забудьте взять у кассира квитанцию о принятии билета.

 

Вопрос: Купила в магазине туфли, оказалось, что они обладают нехорошим свойством: красят ноги. В магазине обменять отказались, ссылаясь на то, что по результатам экспертизы туфли новые. Как мне поступить?

 

Ответ: Вы можете подать в суд на продавца, однако для этого необходимо самостоятельно провести экспертизу (например, в Центре независимой потребительской экспертизы), результаты которой должны отличаться от экспертизы магазина.

 

Вопрос: В течение гарантийного срока сломался холодильник. Как поступить?

 

Ответ: В соответствии с п. 18 Закона "О защите прав потребителя" вы имеете право выбора:

 

- на безвозмездное устранение недостатков;

 

- на соразмерное уменьшение цены;

 

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денег. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При обнаружении существенных недостатков вы имеете право на замену товара.

 

Вопрос: Как должна выглядеть претензия? Что представляет собой этот документ и как его правильно составить?

 

Ответ: Претензию можно составить в форме заявления на имя руководителя организации (например директора магазина). Необходимо указать, когда был куплен товар (точная дата), какой товар был куплен (наименование в соответствии с документами), уведомление о поломке, дефекте и пр. Далее нужно сослаться на статью закона, к которой вы апеллируете (например п. 18 Закона "О защите прав потребителя" в случае поломки в течение гарантийного срока технически сложного товара). В конце укажите суть претензии и просьбу рассмотреть ее в течение семи рабочих дней. В заключение употребите следующую фразу: "В случае игнорирования моих требований буду вынужден(а) обратиться в суд. Помимо указанных требований будут также предъявлены требования о компенсации морального вреда". К заявлению необходимо приложить копию товарного чека и все остальные документы на товар (например, гарантийный талон и пр.). Составлять претензию нужно в двух экземплярах, один - для вас, второй - для организации. На вашем экземпляре представитель организации должен сделать отметку о принятии (с подписью и печатью). В случае если работники организации, от которой вы пострадали, откажутся принимать претензию, ее можно послать по почте ценным письмом с уведомлением о вручении. Квитанцию об отправке и уведомление нужно сохранить.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий