Последний профессор

16 июня 2013 - Андрей

 Будущее российской школы с разных сторон рассматривается властью, учеными, педагогами-практиками, общественностью. Бурно обсуждаются нововведения от заочного компьютерного обучения до единого государственного экзамена. Однако самый главный вопрос о катастрофической нехватке выделяемых государством на образование средств, как правило, стыдливо замалчивается.

 Будущее российской школы с разных сторон рассматривается властью, учеными, педагогами-практиками, общественностью. Бурно обсуждаются нововведения от заочного компьютерного обучения до единого государственного экзамена. Однако самый главный вопрос о катастрофической нехватке выделяемых государством на образование средств, как правило, стыдливо замалчивается.

Российскому высшему образованию угрожает серьезная опасность. Студенты, поступающие в ведущие вузы, не подозревают о том, что качество преподавания в них постоянно снижается. Через десять лет уровень высшего образования у нас в стране станет просто несопоставим с зарубежным.

Причина - в "выпадении" среднего звена преподавательского состава. Всех вузовских преподавателей можно разделить на три возрастные категории. Первая - искусные педагоги и ученые от 45 лет и старше, умеющие учить и способные передавать свой опыт более младшим коллегам. Вторая категория - их подрастающая смена от 30 до 45 лет, куда входят, как правило, преподаватели с научными степенями и навыками чтения лекций. Они не во всем согласны со своими наставниками, ищут новые пути и дают знания студентам в новых областях. Наконец, третья категория - самые молодые, аспиранты и ассистенты. Они еще ие защитили диссертаций, ие умеют как следует преподавать и находятся под сильным влиянием своих научных руководителей.

Еще лет 12 - 15 назад возрастная структура преподавательского состава наших вузов полностью соответствовала приведенной схеме. Но за последние годы ситуация кардинально изменилась. На типичной кафедре современного российского вуза полностью или в значительной степени исчезли преподаватели второй или средней возрастной категории. Это значит, что на вузовских кафедрах все больше преобладают новички или убеленные сединами старцы.

Прежде всего виновата в образовавшемся перекосе низкая оплата труда преподавателей. Молодые преподаватели, недавно защитившие диссертацию, редко получают больше 70 долларов, а часто лишь 40 - 60 долларов. Естественно, они не в состоянии прожить на эти деньги. создать семью, воспитывать детей, помогать родителям. И они стремятся уйти из вуза. и уходят. Недаром столько бывших аспирантов, со степенями и без, можно встретить в коммерческих организациях, на кафедрах в зарубежных вузах.

Поэтому в современном российском вузе мы видим пожилых профессоров, окруженных молодыми аспирантами. На первый взгляд, неплохая картина. Но не стоит обольщаться: профессора знают, что и эти аспиранты - ненадолго, и они не задержатся в вузе, а уйдут, унося степень н полученные знания.

Самое надежное звено в преподавательской цепочке - немолодые, остепененные, высококвалифицированные педагоги. Хотя профессорская зарплата редко превышает 150 долларов, эти люди не стремятся поменять место работы. Ясно. что им в силу возраста труднее найти себе место в коммерческих структурах или покинуть страну. Но достойно жить хотят и они. Выход из положения находят в совместительстве, то есть чтении лекций в нескольких вузах. Бывают профессора, преподающие в трех-четырех местах.

Скажут: пусть себе человек работает, если здоровье позволяет. Однако такой строй жизни наносит непоправимый ущерб качеству преподавания. Профессор, который целый день бегает как угорелый из вуза в вуз, не может заниматься научной работой, у него не хватает времени для вдумчивого общения с аспирантами, для написания хороших учебников. И для анализа нового материала, новых неожиданных идей, которые, как уже говорилось, и без того трудны для его восприятия.

Все ведет к тому, что качество образования стремительно падает. Если же сравнить тематику курсов лекций в зарубежных и отечественных вузах, то она уже сегодня существенно отличается не в нашу пользу. Так, почти нигде в России не читают лекций по когнитивной психологии или по микромашинам. При нормальной ситуации кто-то, обычно заведующий кафедрой, должен следить за обновлением курсов, за качеством преподавания. Но сейчас эти функции просто утрачены - не до того. Машина катится вперед, разрушаясь на ходу.

Для того чтобы на вузовских кафедрах появилась вторая возрастная категория преподавателей, необходимо повысить месячный оклад молодого преподавателя со степенью не менее, чем до 400 долларов, профессора - до 600 долларов.

Надежды на то, что финансирование обеспечит государство, сразу отметаем как нереалистичные. Государственный вуз нужно рассматривать как производственную систему, выпускающую "продукцию" - молодых специалистов. Как и в советские времена, из бюджета выделяются деньги на поддержание этой системы, только их крайне мало. Поэтому за образование нужно брать деньги со всех, кто после вуза или аспирантуры не работает в государственных организациях. Само образование, получаемое в государственных вузах, должно остаться бесплатным, а плату следует взимать с бывших студентов в течение 4 - 5 лет после получения диплома.

Для этого необходимо принять специальный закон, требующий такой выплаты и определяющий ее условия. Должны быть заключены договоры с рядом стран о приглашении на работу граждан России только при условии компенсации за полученное ими образование. Руководители любой организации, принимающей на работу молодого специалиста, обязаны следить за выплатами и сами выплачивать штрафы при их прекращении.

Очень важно правильно определить размер выплат. Он не должен быть чрезмерным для молодого специалиста, иначе он будет уходить от выплат. Но он должен быть достаточным для нормального существования вуза. Знаю, что выпускники вуза, где я преподаю, получают первую зарплату около 400 долларов в месяц, а молодые кандидаты наук - намного больше. Определим стоимость образования, возмещаемую студентом-выпускником, в 5000 долларов и для образования, полученного аспирантом, в 10000 долларов со сроком выплаты от одного года до пяти лет. По моему мнению, этих денег будет достаточно для вузов, а выплаты не слишком тяжелы для плательщиков.

Организационно обеспечить действие предложенной системы непросто. Каждой кафедре придется иметь свой счет в Сбербанке, нанять знающего экономиста для обеспечения получения и расходования средств. Есть другой путь, кстати, предусмотренный Федеральным законом "Об образовании". Речь идет об образовательном кредите, обслуживаемом страховыми организациями, которые взяли бы на себя несвойственные кафедрам финансовые функции. Наверное, можно найти дополнительные пути решения организационных проблем.

Предвижу, что от органов власти будут исходить всяческие препятствия. Нетрудно предсказать их позицию: деньги следует собирать в центре, в государственной организации, а затем раздавать вузам. Но там, где все собирают, всегда есть и "высшие соображения", "неотложные проблемы", и в итоге - вкусовые решения, произвол, коррупция.

Аргумент, который, очень хочется надеяться, способен убедить власть, это возможность сохранить высшее образование. Но как отнесутся к идее высшие чиновники, предсказать не берусь. Правящая элита давно учит своих детей за границей и не нуждается в хорошей отечественной системе образования. Однако необходимо учитывать, что в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые бы трудились на благо страны, заинтересованы не только их педагоги, но государство в целом. А от стабильности и благополучия государства зависит и надежность положения власти.

Без кардинальной реформы системы финансового обеспечения вузов, пересмотра уровня заработной платы преподавательского состава учить в вузах вскоре будет некому и никто не сможет гарантировать ее гражданам, даже готовым выложить за обучение детей немалые суммы, получение первоклассного высшего образования.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий