Коммунальные платежи - фокус не удался

31 мая 2013 - Андрей

 И все-таки эксперимент по стопроцентной оплате, к немалому облегчению зеленоградцев, был отложен как минимум на два года. В чем причина?
Как всем известно, жилищно-коммунальное хозяйство в России - это самая затратная и самая дотационная сфера экономики. Если говорить о Москве, то сегодня платежи граждан компенсируют всего 42 процента расходов на содержание жилья и коммунальные услуги, остальные 58 процентов доплачивает городской бюджет. 

 Коммунальные платежи - фокус не удался

И все-таки эксперимент по стопроцентной оплате, к немалому облегчению зеленоградцев, был отложен как минимум на два года. В чем причина?

Как всем известно, жилищно-коммунальное хозяйство в России - это самая затратная и самая дотационная сфера экономики. Если говорить о Москве, то сегодня платежи граждан компенсируют всего 42 процента расходов на содержание жилья и коммунальные услуги, остальные 58 процентов доплачивает городской бюджет. Доплачивает в виде дотаций жилищно-эксплуатационным организациям - дезам, рэу и т.д; и предприятиям - поставщикам услуг: Мосводоканалу, Мосэнерго, Мостеплоэнерго, Мосгазу. Дотации рассчитываются на каждый квадратный метр жилья. Отсюда возникает противоречие: чем хуже и меньше жилплощадь у семьи, тем меньшую помощь она получает от государства на оплату услуг ЖКХ. И, наоборот, чем лучше жилищные условия у человека и больше квартира, тем больше дотаций приходится на его долю.

Другое противоречие связано с самими потоками платежей. Эти потоки петляют между недоданными государственными дотациями, неоплаченными льготами. В результате выпадающие доходы жилищно-коммунальных предприятий достигают порой 25 процентов.

Именно для того, чтобы ликвидировать эти два противоречия, и была задумана коммунальная реформа. Суть ее известна: все дотации отменяются, платежи граждан доводятся до уровня компенсации реальных затрат ЖКХ, а малоимущие семьи, не способные платить за жилье по полной ставке, получают субсидии. Таким образом, коммунальщикам платят не бюджеты, а непосредственно сами граждане - одни полностью из своего кошелька, другие - с помощью субсидий. В любом случае поток денег на содержание ЖКХ становится понятным и управляемым.

Первоначально зеленоградский эксперимент был задуман в том же В духе. Однако энтузиазм инициаторов несколько угас, когда были сделаны предварительные расчеты. Одномоментное повышение всех ставок и тарифов в два-три и более раз привело бы к социальному взрыву. Из 76 тысяч семей, живущих в Зеленограде, за субсидиями пришли бы примерно 60 тысяч вместо 13 тысяч нынешних получателей. Принять такой вал заявлений, проверить достоверность сведений о доходах, рассчитать и начислить субсидии - этот адский труд был бы не под силу даже той прекрасной автоматизированной информационной системе, о которой мы уже говорили.

Кроме того, Зеленоград - самый бедный округ столицы. Свыше 40 процентов семей здесь имеют доходы ниже двух тысяч рублей на человека в месяц, тогда как в столице таких всего 28 процентов. Бюджетные затраты на помощь в оплате жилья неимущим в Зеленограде оказались бы настолько велики, что вместо дополнительных сборов с населения получились бы одни убытки.

Это первая причина, по которой реформу в Зеленограде притормозили. Во-вторых, выяснилась удивительная вещь: никто достоверно не может сказать, что это вообще такое - стопроцентные платежи?

Реальную себестоимость большинства услуг установить невозможно. Сколько на самом деле стоит кубометр воды, гигакалория тепла, киловатт-час электроэнергии, сколько газа, воды потребляет в действительности та или иная семья - этого в России не знает никто. Оно и понятно. Снабжающие организации - монополисты, и потому нормативы, ставки, тарифы они устанавливают соответствующим образом. Как показывает анализ, в ставках "прячутся" не только дотации, но и компенсации выпадающих доходов, и убытки от предоставления льгот, и непроизводственные расходы самих коммунальных предприятий. Так за что граждане должны платить сто процентов?

Кроме того, даже сами разработчики пилотного проекта, в рамках которого предполагался эксперимент, не отрицают, что может возникнуть проблема с липовыми справками о доходах. Любой руководитель частного предприятия, ТОО, ЗАО такую справку о своей зарплате нарисует, что сердце дрогнет: как он еще с голоду не помер? И попробуй докажи, что он не бедный!

В целом споров и неопределенности вокруг затеи со стопроцентной оплатой немало. Одна из сотрудниц зеленоградского ТО ГЦЖС с горечью заметила, что вместо унизительных подачек - субсидий лучше бы платили людям нормальную зарплату да навели порядок с тарифами. Возразить ей нечего.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий