Инкубатор права

28 мая 2013 - Андрей

 Профессия юриста пользуется спросом уже без малого 25 лет. Из этого следует, что юристов с опытом работы и практическими знаниями в нашей стране хватает с запасом. Но так ли они талантливы и профессиональны в реальной жизни, как заявляет диплом об окончании престижного юридического вуза? 

инкубатор права

 Профессия юриста пользуется спросом уже без малого 25 лет. Из этого следует, что юристов с опытом работы и практическими знаниями в нашей стране хватает с запасом. Но так ли они талантливы и профессиональны в реальной жизни, как заявляет диплом об окончании престижного юридического вуза? С просьбой разъяснить ситуацию в сфере качества предоставляемого российскими вузами юридического образования журнал "Человек и закон" обратился к ректору Московской государственной юридической академии, академику, члену президиума РАН, президенту Союза юристов России Олегу Емельяновичу Кутафину.

 

ЧиЗ: Практика свидетельствует, что в юридические вузы поступает все больше выпускников средних школ с отсутствием элементарных знаний. Как вы смотрите на введение на первых двух курсах обучения предметов, хотя бы отчасти повторяющих школьную программу? Поможет ли это студенту наверстать упущенное в школе?

 

- Базовые знания человеку, безусловно, дает школа. И когда-то в России блестящие знания давала гимназия. Но позднее система серьезной начальной и средней подготовки стала разрушаться. Чем мы можем помочь современной школе? Возможно, было бы полезно повторить на начальных курсах в вузах ряд предметов (история, иностранный и русский язык и др.), но нужно ли загружать ненужными программами институты? Современная школа должна честно признать, что она сейчас выпускает неподготовленных абитуриентов. И если они не в состоянии грамотно писать, читать, обладать в нужном количестве школьными знаниями и навыками, то дорога такому выпускнику - в ПТУ. Ведь поступление в вуз - дело добровольное. Если молодой человек хочет чего-то добиться в жизни, нужно для этого трудиться, и порой всю жизнь.ЧиЗ: Сколько времени необходимо уделять студенту-юристу на стажировку и закрепление полученных знаний на практике и достаточно ли практики у студентов МГЮА?

 

- Та практика, которую мы предлагаем студентам юридической академии сейчас, к сожалению, недостаточна. Они проходят ознакомительную, производственную и преддипломную стажировку в местных органах власти, прокуратуре и судах. Хотелось бы дополнить ее практикой у нотариусов, в адвокатских конторах и юридических консультациях. На мой взгляд, при 5-летней системе дневного обучения в вузах было бы очень эффективно, если студент по истечении четырех лет сдавал государственный экзамен по теоретическому праву, затем стажировался целый год в той структуре, с которой он в будущем связывает свою жизнь, и уже при получении положительного отзыва по итогам года работы ему на руки выдавался диплом о высшем образовании. В идеале было бы полезным возродить распределение студентов, обучающихся за государственный счет, по местам работы.

 

ЧиЗ: Какие юридические направления в вузах сейчас наиболее популярны?

 

- Больше всего популярности у отрасли гражданского права. Удерживают первенство также кафедры предпринимательского и финансового права. Это означает, что студенты изначально при выборе специализации настроены на работу не в государственных структурах, а в коммерческих предприятиях (банках, фондах, страховых обществах). Этот момент, конечно же, огорчает.

 

ЧиЗ: Юристов каких специализаций в России не хватает больше всего?

 

- Нужны, конечно же, специалисты в органы прокуратуры, милицию, суды. Нехватка специалистов возникает из-за неоднократных преобразований в данных структурах, снижения уровня подготовки в государственных и коммерческих вузах. У нас сейчас единицы из действующих вузов готовят высококлассных юристов. Остальные - выпущенные на ветер деньги самими студентами, государством и их не востребованность обществом.

 

ЧиЗ: Как вы относитесь к организации и функционированию в вашей академии юридических клиник? Будут ли они достаточно эффективной поддержкой в плане приобретения опыта для молодых специалистов?

 

- Вопрос с юридическими клиниками включает в себя два момента:

 

1. Обучение студентов практическим навыкам. Для студентов систематическая организация и функционирование таких клиник приносит большую практическую пользу.

 

2. Юридическая помощь гражданам, не имеющим возможности оплатить услуги адвокатов и не имеющим специальных знаний и навыков, выйти из сложной жизненной ситуации. По опыту открытой на базе МГЮА бесплатной юридической консультации для неимущих можно уже сейчас сказать, что предоставление таких услуг находит большое понимание среди населения и является достаточно эффективным для колоссально неграмотных обывателей. Поэтому помочь таким людям студенты в состоянии самостоятельно.

 

ЧиЗ: Как вы оцениваете уровень подготовки выпускников МГЮА по сравнению с зарубежными коллегами?

 

- Уровень образования, предоставляемого нашей академией, по российским меркам достаточно высокий. Что касается международного уровня, то и здесь наш вуз стоит если не выше, то по крайней мере на одной планке с зарубежными университетами. Этого мы добиваемся опять-таки благодаря выработанной стройной системе обучения, когда изучаемые предметы предлагаются студенту по мере возрастания их сложности. Наш плюс также и в широкопрофильной специализации юристов, ведь зачастую за рубежом готовят специалистов узкой направленности, не имеющих ни малейшего представления о соседних отраслях права.

 

ЧиЗ: Развиты ли в вашем институте международные связи, с какими странами?

 

- Да, у нас достаточное количество зарубежных контактов. Наши студенты обмениваются опытом с английскими, французскими, германскими, испанскими коллегами. Сейчас у нас 200 студентов из Южной Кореи, есть слушатели из Китая, Болгарии, Италии, Казахстана, Грузии, стран СНГ.

 

ЧиЗ: Ваши предложения и пожелания по улучшению качества образования студентов юридических вузов?

 

- Самое сложное - сохранить уровень и качество предоставляемых знаний при навязывании государством меняющихся с каждым днем стандартов в системе образования, внедрять в программу новые предметы, адаптировать их под российскую реальность, выстраивать стройность изучения тех или иных дисциплин. Хотелось бы, чтобы Министерство образования и государство в целом с пониманием относились к этим проблемам, способствовали развитию и укреплению выработанной эффективной методики преподавания.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий