Благополучие рождается в семье

31 мая 2013 - Андрей

 Владимирская область - особый регион. С одной стороны, это центр России, земля с древней и великой историей, с другой - типичная русская провинция, которая живет сегодня не легче, чем большинство центральных субъектов Федерации. Число получателей социальной помощи достигает 800 тысяч человек, то есть в поддержке нуждается каждый второй житель области.

благополучие рождается в семье

 Владимирская область - особый регион. С одной стороны, это центр России, земля с древней и великой историей, с другой - типичная русская провинция, которая живет сегодня не легче, чем большинство центральных субъектов Федерации. Число получателей социальной помощи достигает 800 тысяч человек, то есть в поддержке нуждается каждый второй житель области.

Большую часть экономики нашего региона в прежние годы составляла текстильная промышленность. Этим объясняются особенности социального состава населения. Владимирская область - "женская". В 70-80-е годы крупные фабрики привозили из дальних мест на работу молоденьких девушек, чаще всего воспитанниц детских домов и школ-интернатов. Их домом становилось общежитие - сначала для одиночек, потом для семейных. Жизнь этих семей протекала под опекой воспитателей, общественных организаций. Так формировалась прослойка людей, мало приспособленных к самостоятельной жизни.

Крушение прежней системы жизни привело к резкому росту социальной напряженности. Во многих городах и поселках закрывались текстильные фабрики, росла безработица, нищета. Увеличивалось число неполных семей, пьющих родителей. Появилось социальное сиротство.

Вот только несколько цифр. В прошлом году 1279 детей остались без попечения родителей, выявлено 355 маленьких бродяг, 500 детей не посещали школу, 4,5 тысячи состоят на учете в милиции. Проблема помощи семье и детям стоит очень остро. Сегодня в области действуют 13 учреждений, направленных на помощь семье и детям, но этого недостаточно.

Мы ищем новые подходы к социальной защите семьи. Во многих муниципальных образованиях учреждения для детей, открытые вначале как приюты, трансформируются в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи семье и детям. Их деятельность все больше ориентируется не только на экстренную помощь обездоленным детям, но и на профилактику социального сиротства, выявление и патронаж неблагополучных семей, психологическую поддержку, коррекцию отношений между детьми и родителями. Например, в городе Вязники действуют уже два учреждения подобного профиля.

В региональной программе развития социальной защиты на 2000-2003 годы предусматривалось открыть центры социальной помощи семье и детям в каждом муниципальном образовании к 2004 году. Теперь мы рекомендуем создать такие центры в течение 2002 года. Сначала хотя бы без стационарного отделения. Это наименее затратный тип учреждения соцзащиты и в то же время самый комплексный, гибкий по структуре - в его составе может находиться до 11 отделений. На первых порах для центра достаточно нескольких комнат в жилом секторе. Надо начать с малого - с учета семейного неблагополучия. А потом постепенно расширять направление деятельности. Стационар для детей, оставшихся без родительской заботы, также должен быть в каждом городе и районе. Существует норматив - приют на 20-30 мест на каждые 5-10 тысяч детского населения. Из него мы и исходим, планируя развитие сети.

Одна из главных задач профилактики семейного неблагополучия - борьба с бедностью. Уровень ее в области довольно высок. Пособия на детей получают 165 тысяч человек. Это те семьи, где среднедушевой доход меньше прожиточного минимума. По Владимирской области он составляет чуть больше 1250 рублей. С нынешнего года, когда пособия стали финансироваться из федерального бюджета, текущие выплаты производятся без задержек. Задолженность за предыдущее время, когда финансирование шло из областного бюджета, на начало 2001 года достигала 238 миллионов рублей, теперь нам удалось ее снизить до 194 миллионов. Неплохой результат, если учитывать, что долги мы погашаем из собственных средств.

Кроме того, в области ведется непрерывный мониторинг малообеспеченности. Для этого в каждом муниципальном образовании в составе центров социального обслуживания населения мы создали автоматизированное рабочее место социального работника. База данных постоянно обновляется, сейчас в нее занесены примерно 155-160 семей, которым по мере возможности мы оказываем разностороннюю помощь. Это очень объективный мониторинг, потому что он ведется на основе обращений граждан. Практика показывает, что если человека хоть однажды зарегистрировали как малообеспеченного, в дальнейшем он сам старается не выпадать из поля зрения социальных служб, постоянно сообщает о своем материальном положении, о размере пенсии или среднедушевого дохода семьи.

Ежегодно мы оказываем денежную помощь населению на сумму 6 миллионов рублей (без учета гуманитарной и натуральной помощи). Непосредственно из бюджетов на эти цели выделяется 2 миллиона рублей. Остальные средства поступают по линии благотворительности - через фонды социальной поддержки населения, которые действуют в половине городов и районов области. В фондах аккумулируются спонсорские пожертвования, а также поступления от благотворительных лотерей.

Региональные благотворительные лотереи - новый и интересный опыт. Их проводит администрация области и областной Фонд социальной поддержки населения. Билеты лотерей распространяются через органы местного самоуправления. Часть доходов остается в муниципальных образованиях. По линии соцзащиты у нас состоялся тираж "Семья и дети", ориентированный на социальную поддержку всех категорий населения. Доходы после выплаты всех призов составили около 1,5 миллиона рублей. Эти средства были направлены в основном на материальную помощь малоимущим гражданам. Население покупает билеты охотно, потому что цели благотворительных лотерей понятны и близки каждому.

Семья - понятие комплексное, широкое. Ребенок, мама, бабушка-пенсионерка, инвалид все они живут в семье. Даже если человек одинок, все равно - семья. Значит, каждая семья нуждается в самой разнообразной социальной помощи.

С 1995 года у нас в области стали открываться центры социального обслуживания населения. Сначала они ориентировались преимущественно на работу только с двумя категориями граждан - престарелыми и инвалидами. Теперь большинство центров идет по пути расширения своих услуг, охватывая все новые группы населения. Так, кроме отделений надомного обслуживания, в каждом ЦСО имеются отделение дневного пребывания, служба срочной помощи с пунктом выдачи вещей и другой гуманитарной помощи. Здесь же, как я уже упоминал, ведется постоянный мониторинг малообеспеченности.

В структуре местных ЦСО открываются все новые и новые отделения, оказывающие самые разноплановые услуги. В частности, в восьми городах и районах созданы отделения временного проживания для престарелых и инвалидов. Нужда в них очень большая, так как старики, особенно сельские, не хотят ехать в дома престарелых. Для многих это тяжелый удар, настоящая жизненная драма. Те, кто еще хоть как-то может себя обслуживать, летом предпочитают жить в своих домах, а на зиму перебираются в стационар.

Однако нас беспокоит резкое различие в спектре и объеме социальных услуг в разных городах и районах. Например, в Муромском районе, который занимает первое ранговое место по уровню социального обслуживания населения, работают 13 отделений соцпомощи, а в городе Радужный, который находится на последнем, восьмом, месте, - всего три. Поэтому перед социальными службами области стоит двойная задача. Во-первых, необходимо ускорять экстенсивное развитие сети, то есть выстраивать многопрофильную инфраструктуру учреждений в каждом муниципальном образовании. Во-вторых, там, где она уже создана, нужно переходить на интенсивный путь развития - улучшать качество услуг, осваивать новые методы.

Сейчас много говорят о том, что социальная помощь должна быть адресной, то есть идти именно к тем, кто в ней нуждается по жизни, а не только по категории (ветеран, пенсионер). С этой целью мы вводим участковый принцип в работе социальных учреждений. В 18 территориях из 26 мы уже создали участковые службы. Здесь социальный работник максимально приближен к населению. Ему достаточно прийти на квартиру чтобы понять, как живет человек. Например, кто-то стоит на учете в ЦСО как бедный, получает социальную помощь, а наши работники видят, что у него появилась новая мебель, дорогая бытовая техника, а то и автомобиль. Естественно, это вызывает вполне обоснованные вопросы. И в дальнейшем такой претендент вряд ли сможет рассчитывать на государственную социальную поддержку.

Летом 2001 года мы провели крупную научно-практическую конференцию по вопросам социального обслуживания населения области. Цель ее была - оценить, на каком этапе находится система соцзащиты области с учетом действующего законодательства и практической работы наших учреждений. И понять, в каком направлении нам идти дальше.

На конференции работало пять секций. О масштабе мероприятия можно судить по тому что заседания первой секции начались еще в апреле, остальные прошли в мае, а пленарное заседание, приуроченное к Дню социального работника, состоялось в июне. По итогам работы конференции издана брошюра "Проблемы и пути развития системы социальной защиты населения Владимирской области на современном этапе".

Конференция дала нам очень много. Я бы даже назвал ее неким этапным моментом. В результате обсуждения было решено внести коррективы в областную программу развития соцзащиты на 2000-2003 годы. Главный вывод, к которому мы пришли: будущее - за комплексным обслуживанием населения.

Любой житель области, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, кем бы он ни был - старым человеком или маленьким ребенком, - должен получить максимально возможную социальную поддержку через соответствующие учреждения или структуры соцзащиты по месту жительства. Это может быть денежное пособие, натуральная помощь, бытовые, медицинские услуги, помещение в стационарные учреждения, психологическая поддержка - словом, весь комплекс услуг, в которых нуждается конкретный человек. Вот наш главный ориентир. И не только наш. Это требование законодательства о социальной помощи, это право гражданина, гарантированное ему Конституцией.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий